Всё дошкольное детство считается сензитивным, то
есть особо «чувствительным», благоприятным периодом для развития речи.
В раннем возрасте (до 3 лет) происходит активное
развитие речи. К трём годам ребёнок уже общается с окружающими развёрнутыми
фразами. Значительно возрастает его активный, то есть используемый постоянно,
словарь. Этот словарь постоянно расширяется и добавляется новыми формами уже
знакомых слов (дом-домик, коза-козочка).
Темп развития речи в раннем детстве (с 1 года до
3 лет) является очень высоким: так, если к концу второго года ребёнок
употребляет около трёхсот слов, то к началу третьего года жизни это количество
резко увеличивается в считанные дни до тысячи – полутора тысяч слов.
В то же время произношение звуков ещё не
совершенно: многие звуки пропускаются, смягчаются, заменяются на другие,
близкие по артикуляции.
Очевидные
признаки отставания от нормативного речевого развития определить может и сам
родитель:
² когда
к 2,5 – 3м годам его ребёнок произносит несколько, понятных только в кругу семьи
слов;² когда многие просьбы и фразы заменяются жестами, сопровождаемыми звукоподражаниями и вокализациями.
Ребёнок может отставать в речевом развитии под
влиянием самых различных факторов – от генетической предрасположенности до
соматических заболеваний, психических и эмоциональных травм, а также в связи с
различными нервно-психическими отклонениями.
Период с
2,5 до 3,5 лет является чувствительной фазой в развитии фразовой речи. В это время ребёнок от
простой фразы переходит к более сложно организованным, распространённым
предложениям.
Осуществление ребёнком речевого замысла, то есть
составление им сложных фраз, сопровождается психическим и эмоциональным
напряжением. Это значит, что у ребёнка могут появиться паузы, запинки не только
между отдельными фразами, но и в середине фразы и даже слова. Также могут быть
заметны повторения слогов, слов и фраз – физиологические итерации.
Речевое высказывание может сопровождаться
вегетативными реакциями: покраснение, учащённое дыхание, общее мышечное
напряжение.
Все это говорит о том, что родителям ребенка
раннего возраста необходимо обращать внимание на развитие речи своего ребенка,
посещать таких специалистов, как логопед, детский психоневролог, задавать им
вопросы по речевому развитию, прислушиваться к их советам.
Учитель-логопед Екатерина Александровна.
Комментариев нет:
Отправить комментарий