суббота, 5 апреля 2014 г.

Чтение без принуждения.

Уважаемые родители! 
Сегодня мы с сожалением констатируем, что чтение занимает в жизни наших детей все меньше и меньше места. Его вытесняют  прочно вошедшее  в жизнь малышей телевидение и видео, компьютерные игры и многое другое. Закономерно, что наших ребятишек влекут более простые источники получения информации, чем книги, ведь научиться играть на компьютере – проще, чем размышлять над прочитанным. Во многих семьях, как только ребенок научится сидеть, его усаживают перед экраном, который все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом… Экран становится главным «воспитателем»  ребенка. 
         По данным Юнеско, 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е.  около 4 часов в день, что намного превосходит продолжительность общения со взрослыми. Это, казалось бы, безопасное занятие может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка, но и для его психического развития. Одно из них -отставание в речи. Как показали специальные исследования, 25%  четырех летних детей страдают нарушениями в речевом развитии. В середине 80 х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста.  За  последние годы  число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз!

        Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом непосредственном общении, когда малыш  не только слушает чужие слова, но и  отвечает другому человеку, когда он включен в диалог. Ответные высказывания ребенка возникают исключительно на живую речь, адресованную именно ему. Речевые звуки, не обращенные к малышу лично и не  предпологающие ответа, не затрагивают его волю, не  побуждают к действию и не  вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком». Речь исходящая с экрана, остается малоосмысленным набором чужих слов, не становится «своей». Поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняются криками и жестами.
А сейчас пример из истории. Ещё в 13 веке был проведен такой эксперимент  императором Римской империи Фридрихом 2: группу новорожденных младенцев забрали у матерей и отдали нянькам, которым было приказано осуществлять лишь самый общий и необходимый уход за ними – кормить, купать,  но не брать на руки и не разговаривать с детьми. Фридрих хотел узнать на каком языке заговорят младенцы, которые никогда не слышали звуков человеческой речи  и не засыпали под колыбельные? Эксперимент провалился – все дети умерли.  Как объяснил один историк 13 века: «Фридрих напрасно старался …. Ребенок не может жить без ласки и без общения».
Хочется задуматься над информацией  из детских анкет.
Вопрос: Тебе нравится проводить  время дома? Хочешь побыстрее  пойти домой?
- «Дома не нравиться, я там только валяюсь, и телик смотрю, по гостям шастаю с мамой».
 Вопрос: Твои родители часто разговаривают с тобой?
«Нет, моя мама только с моим папой разговаривает».
Если малыш слышит разговор взрослых со дня рождения, если с ним  постоянно говорят, побуждая его к ответному лопотанию, повторению слов, то он  около года начинает произносить первые слова, через год уже легко составляет простые фразы, а от 2-5 (по утверждению К.И. Чуковского) каждый ребенок – гениальный лингвист. Если же ребенок редко слышит  обращенную к нему речь, если никто не вызывает у него потребности в речевом общении – усвоение родного языка идет у него с  огромным трудом, очень медленно, и это сказывается потом на общем развитии. Долгие годы ему и в школе бывает трудно учиться, и  даже при большом прилежании он  становиться хроническим отстающим. Наша консультация затрагивает первые шаги по подготовке к школе. Не рано ли? – может возникнуть вопрос.
На этот вопрос, наверное, Вы сами сможете ответить после нашего сегодняшнего разговора.  Если вся наша школа  основана на вербальном общении учителя и учеников. 40 минут  дети должны слушать и слышать, а самое главное понимать. Много возникает проблем у тех детей, у которых нет навыков и привычек в овладении своим родным языком  из за этого у данных  детей  возникают трудности. Они не умеют слушать и слышать,  выражать сои мысли, свое мнение  возникают проблемы во взаимопонимании, общении,  страдает логическое мышление, кругозор и т.д.
Если речь не развивается происходит задержка общего развития. Ведь речь - это  не только средство общения, но и средство  мышления, воображения, овладения своим поведением, средство осознания своих переживаний, себя в целом. 
Что же теряют наши дети и мы вместе с ними от того, что из нашей жизни уходит чтение?
Во многом утрачивается духовность, воображение и умение вдумываться в факты. А как результат – может быть потеряна культурологическая связь между поколениями – ведь большая часть духовных и нравственных ценностей передается с книгами.
Но поскольку у дошкольника на первом плане игра, то именно она должна стать незаменимым помощником в обучении его чтению, рассуждению, обогащению словаря
Поэтому необходимо приобщать ребенка к чтению. Не просто читать, а воспитывать желание читать, желание познавать новое через общение с книгой.
Надо читать книгу внимательно, не торопясь. Не следует рассказывать детям заранее, как развиваются события в книге, чем она заканчивается. Родители должны  обращать  внимание на  фамилию автора и название книги.
Для детей большое воспитательное значение имеет рассматривание иллюстраций в книге. Они помогают ребенку понять и запомнить прочитанное. Многие иллюстрации дают возможность представить себе те явления природы и предметы, которые ребенок не может увидеть непосредственно. Глядя на картинки, можно побывать на севере и в тропических странах, узнать, как живут дети в разных странах. Важно научить ребенка рассматривать рисунки в книге, подмечать интересные детали.
Очень хорошо, если в семье практикуются совместные чтения вслух. Это сближает родителей и детей. Помогает родителям лучше узнать ребенка, понять его интересы и увлечения.
В воспитании любви к книге у детей дошкольного возраста положительную роль играют незначительные, на первый взгляд, моменты. Так, например, наличие собственной библиотеки или просто полочки с книгами, возможность обмениваться книгами с товарищами – все это вызывает подлинный интерес детей к книге.
В итоге, только играя, используя разнообразные  методы и подходы , можно добиться ЧТЕНИЯ БЕЗ ПРИНУЖДЕНИЯ.
В заключение к консультации для родителей по чтению художественной литературы, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста  очень велика. Чтение, рассказывание  и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на  интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и  психофизическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную сторону ребенка, передает представление о жизни, труде, об отношении к природе, развивая тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошколенка. Все эти приоритеты заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность.
Книга - не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. Ребенок должен ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.
Для ребенка при чтении книг и живом общении  со взрослыми  приобретаются положительные навыки  которые помогут в совершенстве овладеть родным языком, его речевым богатством.Для взрослого же станет источником  познания и удовольствия, подарят  радость проведенных вместе с малышом  счастливых минут, радость общения и взаимопонимания, сделают жизнь добрее и веселее.
ПРИЯТНОГО ВАМ  ЧТЕНИЯ!!!
Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.

Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным: 
1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.
2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга - это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.
3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.
 Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.
4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха.
 В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».
5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины. 
6. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.
7. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него - нет.
8. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.
9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.
10. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.
11. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.
12. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.
В связи с этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома!!!

В итоге, только играя с ребенком и используя разнообразные  методы , подходы , можно добиться ЧТЕНИЯ БЕЗ ПРИНУЖДЕНИЯ.
Педагоги группы №1 Наталья Николаевна и Татьяна Олеговна.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Спасибо за Ваше внимание и комментарии :)