понедельник, 18 ноября 2013 г.

Экскурсии как средство познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте у ребенка формируются первоначальные представления об окружающем мире. Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Самостоятельно дошкольник ещё не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Во всех дошкольных учреждениях, наряду с объяснительно – иллюстрированным методом обучения, педагоги используют методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно – исследовательская деятельность, а также экскурсии и целевые прогулки.
  Экскурсия  [лат. Excursio – поездка] – одна из форм образовательно – воспитательной работы с детьми, преимуществом которой является то, что дети могут в естественной обстановке наблюдать и изучать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им. Это способствует формированию представлений о взаимосвязях в природе. В ходе проведения экскурсий  осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, а это, в свою очередь, способствует развитию  познавательного интереса у детей к окружающему миру. Чувственный опыт дошкольника, обогащается яркими, эмоционально насыщенными, запоминающимися образами, гораздо более впечатляющими, чем те, которые можно почерпнуть из книг. 

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду развитие речи, речевое общение – одна из главных. Это общая задача состоит из ряда специальных, частичных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизация словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи,  воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте. Экскурсии эффективно решают эти задачи. Наряду с расширением представлений об окружающем мире, развитием любознательности и наблюдательности, экскурсии способствуют уточнению и обогащению активного и пассивного словарного запаса детей, развитию связной речи.      

Велика роль экскурсий в нравственном воспитании дошкольников: совместная практическая деятельность  объединяет их, что  благотворно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений. Как и на других занятиях, на экскурсии действуют правила поведения, подчинение которым дисциплинирует ее участников. В ходе экскурсий решается задача формирования основ безопасного поведения в различных ситуациях Выполнение различных заданий (сбор шишек, листьев) развивает чувство ответственности за порученную работу, чувство взаимопомощи, учит замечать  успехи, радоваться им, сопереживать неудачам. Экскурсии благотворно сказываются на физическое развитие дошкольников, благоприятствуют двигательной активности, повышению работоспособности и удовлетворению потребности растущего и развивающегося организма в свежем воздухе, что в свою очередь способствует обогащению крови кислородом, столь необходимым для нормального протекания физиологических  процессов.

Экскурсии, как форму образовательной деятельности, используют в средней, старшей и подготовительной группах. Первые экскурсии начинаются с соседней группы, с соседнего участка, к цветнику. Мы ходим в гости в соседние группы и детские сады, а они приходят к нам. Дети растут и экскурсии становятся более познавательными: магазин, аптека, библиотека, школьный двор. Для каждой экскурсии определяют программное содержание. Поэтому по характеру решаемых педагогических задач их можно выделить в четыре разновидности: природоведческая, экологическая, на объекты (хозяйственные, культурные, учебные заведения, памятные места), экскурсия эстетического характера.


Природоведческая экскурсия традиционно решает задачу знакомства с природой, т.е. накопление представлений о разнообразии объектов живой и неживой природы и их характерных особенностях. Для решения этой задачи мы с детьми ходили  в парк, на луг, к роднику  (где дети расширили свои познания об этих видах сообщества и его обитателях).


Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы. Для решения этой задачи мы также с детьми ходили на экскурсии в парк, на луг и непосредственно на месте через наблюдения за объектами живой природы устанавливали различного рода взаимосвязи между ними, например,  насекомые не могут жить без растений, питаясь их нектаром, но и  растения не могут жить без насекомых, так как опыляются ими.


Экскурсии эстетического характера помогают ребёнку научиться воспринимать красоту природы и развивают культуру его чувств.  На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине. Для решения этой задачи мною были организованы экскурсии не только с выходом на природу, но и посещением театра кукол (где дети целиком погрузились в волшебный мир прекрасного) 


Экскурсии на  объекты помогают детям освоить представления о труде людей.  Посещение этих объектов даёт возможность показать детям, как человек влияет на природу, выращивает растения и животных, ухаживает за ними. Основная цель экскурсии - показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты. В нашей группе в разные годы были организованы следующие экскурсии:


-  в конно-спортивную школу «Буян»;


-   в пожарную часть;


-  библиотеку;


-  в магазин, супермаркет;


- в поликлинику;


- в краеведческий музей;


- в кукольный театр


-на пешеходную улицу «Кировка»


-экскурсия по храмам «Колокола Челябинска»;


-экскурсия «Салют, Победа!»;


-экскурсия в «Аквариум и террариум»;


-в школы №118, №45;


-в планетарий;


-целевые прогулки проезжей части: на школьный двор, в близлежащий парк.


Очень часто для проведения экскурсии требуется транспорт. В редких случаях приходилось  пользоваться общественным транспортом либо заказывать автобус - одновременно с этим дети познакомились с такими видами профессий как водитель автобуса, вагоновожатый, кондуктор,  а также на практике с детьми закрепили  правила поведения в общественном транспорте.

Организовать экскурсию значительно труднее, чем деятельность в группе, и успешной она будет только при условии тщательной подготовки. Поэтому, в первую очередь, воспитатель, планируя экскурсию, точно должен определить тему и цель экскурсии. Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии дает возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумать приемы ее проведения. Чтобы экскурсия была интересной, воспитатель заранее подбирает стихи, загадки, пословицы, игры, которые затем использует в работе. Во-вторых, важно выбрать дорогу до места, которая не была бы утомительной. Определяя место экскурсии, надо учитывать физические возможности детей, а также сезон, особенности дороги, состояние погоды.  В-третьих, воспитатель должен подготовить детей к экскурсии за несколько дней до экскурсии воспитатель проводит с детьми небольшую беседу, с тем, чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, оживить впечатления и представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщает ее цель, а также знакомит с правилами дорожного движения, с правилами поведения на природе, с правилами поведения в общественном транспорте и. т. д. Дети должны знать, куда пойдут,  зачем, что увидят и  как себя вести. В-четвертых, во время экскурсий очень важно организовать самодеятельность детей, давая им поручения, например, сбор природного материала. И в заключении в конце экскурсии надо обобщить полученные детьми знания. С этой целью воспитатель проводит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение проводится обобщающая беседа.

Делимся опытом: 
Педагогический проект "Вместе весело шагать". 
Экскурсии как средство познавательно-речевого развития детей страшего дошкольного возраста.
Приложение.
Педагог подготовительной логопедической группы №10 Елена Николаевна.

2 комментария:

  1. Спасибо за подробный рассказ об экскурсиях. Очень любопытно. Понравился Ваш коллектив. Какие педагоги, умные, доброжелательные, по-настоящему красивые женщины. Дай вам всем Бог здоровья, вдохновения, желания творить с детьми, и хороших родителей-помощников в деле воспитания дошкольников!

    ОтветитьУдалить
  2. Ирина Львовна, благодарим вас за тёплые слова и внимание к работе нашего коллектива! :)

    ОтветитьУдалить

Спасибо за Ваше внимание и комментарии :)