Еще К.Д. Ушинский отмечал, как важно наблюдать за детской игрой для определения общего и интеллектуального здоровья детей. Если ребенок не выражает интереса к играм, пассивен или играет стереотипно и примитивно для своего возраста – это серьезный сигнал для взрослого: такой ребенок требует особого внимания, это «особенный» ребенок – может быть гений, а может, неблагополучный…
С помощью игры обучение ребенка идет эффективнее, а воспитание приятнее. Игра – средство диагностики психического состояния ребенка, его личностного развития, но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии.
Что даёт ребенку игра:
- удовольствие;
- знакомство с нормами, правилами жизни;
- общение со сверстниками;
- возможность выражать свои эмоции;
- возможность выбирать игрушки (предметно-игровую среду), средства игры (слово,
движение, песню);
- внутреннюю свободу: играю, где хочу, с кем хочу, сколько хочу, чем хочу).
- удовольствие;
- знакомство с нормами, правилами жизни;
- общение со сверстниками;
- возможность выражать свои эмоции;
- возможность выбирать игрушки (предметно-игровую среду), средства игры (слово,
движение, песню);
- внутреннюю свободу: играю, где хочу, с кем хочу, сколько хочу, чем хочу).
Какие же игры необходимы для детей раннего возраста?
Сенсорные игры. Сенсорика – от лат. Sensus – чувство, ощущение. Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой, водой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, слуха, вкуса, обоняния, температурной чувствительности. Все органы данные нам природой должны работать, а для этого им необходима «пища».
Моторные игры (бег, прыжки, лазание). Моторика – двигательная активность. Не всем родителям нравится, когда ребенок бегает по квартире, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде всего, необходимо подумать о безопасности ребенка, но не стоит запрещать ему активно двигаться.
Игра-возня. Это еще одна разновидность игр, необходимых для развития ребенка раннего возраста. Взрослые часто запрещают подобные игры, считая их слишком шумными и не приносящими пользы. Но даже такая незамысловатая игра, как «куча-мала», учит детей взаимодействию друг с другом, умению управлять своим телом, выплескивать эмоции. Чтобы ребенок получил опыт игры-возни, папы могут «померяться» с ним силой. Ребенок от подобного общения придет в восторг, а кроме того научиться принимать и победу и поражение. Скорее всего будет доволен и папа.
Именно от года до трех лет у детей формируется образ «телесного Я», они начинают осознавать свое тело, учатся управлять им. Пусть ребенок знакомится с окружающим миром: щупает, смотрит, нюхает, кувыркается.
Речевые игры. Это эксперименты со словами, звуками. Сюда можно отнести чтение и рассказывание стихов, потешки и пестушки, пальчиковые и театральные игры. Иногда дети доводят родителей до исступления, выкрикивая в течение дня одну и ту же бессмысленную фразу. Лучше подключиться к игре, например, добавить несколько рифмующихся слов.
Ролевые игры. Они начинают привлекать детей ближе к 2,5 годам. И еще раньше дети начинают укладывать кукол спать, кормить их, ну точь-в-точь как мама. Это зеркальное отражение поведения взрослых позволяет родителям узнать, как воспринимают их дети.
Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи. Во время развития двигательной активности формируются:
- зрительно-моторная координация, определяющая впоследствии манипуляцию с предметами, рисование, письмо;
- межполушарное взаимодействие – координация работы левой и правой частей тела, что теснейшим образом связано с развитием мышления и речи ребенка;
- ориентация в пространстве;
- чувство равновесия.
Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка с взрослым, которые обучают его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е. воспринимать окружающий предметный мир.
Очень хорошо начать играть с ребенком со слов: «Давай вместе…». Эти волшебные слова открывают ребенку дверь в область новых умений, знаний и увлечений. Если ребенок прямо просит о помощи, либо жалуется, что у него не выходит, не получае6тся, что он вообще не знает, как-либо вообще оставляет начатое дело после первых неудач – это сигнал о том, что ему необходимо помочь. Это не просто добрый совет. Это правило, которое опирается на психологический закон, открытый выдающимся психологом Львом Семеновичем Выготским. Он назвал его «зоной ближайшего развития ребенка».
Известно, что в каждом возрасте, для каждого ребенка существует ограниченный круг дел, с которыми он может справиться сам. За пределами этого круга – дела, доступные для него только при участии взрослого или же недоступные вообще.
Давайте нарисуем простую схему – один круг внутри другого. Маленький круг будет обозначать все дела, с которыми ребенок справляется сам, а зона между границами большого и малого круга – дела, которые ребенок делает только вместе со взрослым. За пределами большого круга окажутся задачи, которые сейчас не под силу ни ему одному, ни вместе со старшими.
Вот теперь можно объяснить, что открыл Л.С.Выготский. Он показал, что по мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослыми, а не тех, которые лежат за пределами наших кругов. Другими словами, завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал с мамой, и именно благодаря тому, что это было «с мамой». Зона дел вместе – это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее. Вот почему ее назвали зоной ближайшего развития. Представим себе, что у одного ребенка эта зона широкая, т.е. родители с ним много занимаются, а у другого узкая, т.к. родители часто предоставляют его самому себе. Первый ребенок будет развиваться быстрее, чувствовать себя увереннее, успешнее, благополучнее.
Ведущая деятельность детей 1 – 3 лет – предметно-игровая. То, как взрослый играет с ребенком, каким жизненным опытом его обеспечивает, существенно влияет на эмоциональное развитие, способности к учебе и умение приспосабливаться к взрослой жизни.
Воспитатель группы №3 Надежда Ивановна.
Комментариев нет:
Отправить комментарий