четверг, 12 декабря 2013 г.

Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей.

Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором  жизненных функций растущего организма. Потребность    в   движениях  составляет  одну   из    основных физических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду тесно связано с эстетическим, музыкальным, нравственным воспитанием, развитием речи.
Основная работа по организации физического развития детей ложится, в первую очередь, на педагогов - воспитателей.
План физического развития согласовывается с педагогом-инструктором по физическому воспитанию, музыкальным руководителем  и хореографом. Во время музыкальных занятий  и занятий по хореографии очень активно используются в движениях под музыку и элементы физического развития, например: шаг, упражнения на осанку, легкий бег, приставной шаг, движения руками, работа в команде, прыжки, приседания, упражнения с лентами, мячами, упражнения на координацию – повороты в движении, прыжки на одной ноге, смена направления движения и т. п. Занятия хореографией   выполняют задачи физического развития, музыкального, эмоционального и эстетического. Огромное значение при проведении занятий по хореографии имеет возможность их организации под музыкальное сопровождение, помогая детям развить чувство ритма, стиля и характера музыкального произведения. Задачи физического воспитания направлены на развитие основных движений, формирование физических качеств детей: ловкости, быстроты, активности, умению действовать сообща, и, направлены на общее укрепление здоровья и готовности дошкольника к обучению в школе.

Определяют различные формы физического воспитания, в которые входят как организованные занятия, гимнастика, упражнения во время проведения занятий («физминутка», так и проведение дополнительных спортивных (подвижных) игр и состязаний на прогулках. Определяют, также, дополнительные возможности для педагогов-воспитателей, специалистов по музыкальному и физическому развитию, организовывать, в зависимости от уровня физической готовности детей, внеплановые занятия (подвижные игры) для различных возрастных групп. А также давать рекомендации для родителей по совершенствованию физического развития детей.
Вариантов проведения физкультминуток множество:
• Обще-развивающие упражнения (3-4 упражнения, ходьба или бег на месте)
• В форме подвижной игры. Движения и упражнения должны быть знакомы детям и несложны в исполнении.
• В виде танцевальных движений под музыку, пение воспитателя или детей.
• В форме дидактической игры.
• Движения под стихотворение, потешки, загадки, считалки.
• В форме имитации различных движений (дровосек, водитель, летчик)
• Для отдельных частей тела мимические упражнения, зрительная гимнастика.
Большое значение для развития воображения и двигательных умений детей имеют образные имитационные движения. Подражательные или имитационные сюжетно-образные движения имеют большое значение в развитии и обучении детей дошкольного возраста разнообразным видам основных танцевальных движений. С подражания образу начинается познание ребёнком техники движений и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности. Через подражание – самый доступный детям способ восприятия любой двигательной деятельности они получают представление о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца – это совершенство движений и линий человеческого тела, лёгкость, сила, грация. Дети с удовольствием инсценируют сюжеты песен, хороводных игр, перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия. Наиболее доступным для детей являются естественные движения, к которым относятся и так называемые основные: ходьба, бег, прыжки, поскоки. Для создания атмосферы увлеченности на занятиях я использую разговорно – игровой метод, который позволяет естественному проникновению ребёнка в художественный замысел, настраивает его на эмоциональное освоение движения и помогает ему скоординировать движения своего тела с музыкальным и речевым текстом. Приведем несколько примеров:
Еж и зайка
Ежик топал по тропинке
И грибочек нес на спинке.
Ежик топал не спеша,
Тихо листьями шурша. Ходьба на месте, высоко поднимая колени
А на встречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
В огороде чьем-то ловко
Раздобыл косой морковку. Прыжки на двух ногах на месте
Мы закончили разминку,
Отдохнули ножки, спинки. Медленный вдох через нос, выдох через рот «трубочка»
Сесть спокойно на стульчик.
 ***
Видим, скачут по опушке  Смотрим по сторонам
Две зеленые лягушки. Полуприседания влево - вправо («пружинка»)
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгать с пятки на носок. Прыжки на двух ногах на месте
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки, Руки на поясе, полуприседания влево - вправо («пружинка»)
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо наклонились,
Влево наклонились. Выполняются движения в соответствии с текстом
Вот здоровья в чем секрет,
Всем друзьям физкуль – привет! » Ходьба на месте
***
Хомка – хомячок.
Хомка, хомка, хомячок – Руки на поясе, повороты вправо-влево
Полосатенький бочок. Поднять правую руку вверх погладить левой рукой правый бок; поднять левую руку вверх – погладить правой рукой левый бок
Хомка раненько встает, Потянуться, поднять руки вверх
Щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку. Движения по тексту
1 – 2 – 3 – 4 – 5
Хомка хочет сильным стать! Руки в сторны, ритмично сгибая руки в локтях, кисти в кулочках прижимаются к плечам
***
Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп, хлоп хлопки над головой
Мы топаем ногами, топ, топ, топ высоко поднимаем колени
Качаем головой покачивания головой из стороны в сторону
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
Мы низко приседаем
И прямо мы встаем Движения выполняются по тексту
Зверята на зарядке
Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка. Движения по тексту
А лисята как проснутся
Любят долго потянуться
Обязательно зевнуть
Ну и хвостиком вильнуть кулачками потереть глаза потянуться зевнуть,
прикрывая рот ладошкой движение бедрами в стороны
А волчата спинку выгнут
И легонечко подпрыгнут прогнуться в спине вперед
легкий прыжок вверх
Ну, а мишка косолапый руки на поясе
Широко расставив лапы
Долго топчется на месте
То одну, то обе вместе ноги на ширине плеч
переступание с ноги на ногу раскачивание туловища в стороны
А кому зарядки мало –
Начинает все сначала! развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх
***
Пальчики - зайки.
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
энергично сжимаем пальцы рук в кулачки
резко разжать кулачки, натянуть пальчики
Вы скачите пальчики,
Как солнечные зайчики.постукивания пальцами рук по столу
Прыг-скок, прыг-скок,
Прискакали на лужок.встать, прыжки на двух ногах
Ветер травушку качает,
Влево, вправо наклоняет.стоя, руки вверх; наклоны вправо - влево
Вы не бойтесь ветра, зайки,
Веселитесь на лужайке спокойно сесть за столы
***
Буратино.
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел, движения в соответствии с текстом
Ключик, видно, не нашел.жест сожаления
Чтобы ключик нам достать, повороты вправо – влево, руки на поясе
Нужно на носочки встать.встать на носочки, руки вверх и потянуться, имитация как будто тянемся за ключиком
***
Веселые руки.
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом к себе прижмем,
А потом их разведем, движения по тексту
А потом быстрей, быстрей,
Хлопай, хлопай веселей.хлопки в ладоши
***
Веселый счет.
Раз - подняться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - на место тихо сесть.движения выполняются в соответствии с текстом
***
Как у наших у ребят.
Как у наших у ребят
Ножки весело стучат:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
А устали ножки, хлопают ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.
А потом вприсядочку
Пляшут дети рядышком.
Книзу – кверху, раз-два, раз-два –
Вот так пляшет детвора.движения выполняются по тексту
А как пустятся бежать –
Никому их не догнать.можно выполнять бег врассыпную или имитацию бега на месте.
Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Детей необходимо учить чувствовать это напряжение, изменять его степень или снимать совсем, расслабляя определенные группы мышц. При расслаблении мышц эмоциональное напряжение ослабевает или исчезает совсем. Релаксационная техника это самый лучший способ научиться распознавать существующие в мышцах напряжения и избавляться от них.
Следующие упражнения рекомендуются к выполнению для расслабления и можно выполнять под спокойную, мелодичную, медитативную музыку.
“Спящий котёнок”
Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали… начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза) .
“Шишки”
Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза).
“Холодно – жарко”
Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились… Но вот снова подул холодный ветер (повторить 2–3 раза) . 
“Солнышко и тучка”
Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). Повторить 2 – 3 раза.
“Драгоценность”
Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче… ещё крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать… Но вот обидчик ушёл, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают… (повторить 2-3 раза) .
“Игра с песком”
Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела, лень двигать тяжелыми руками (повторить 2-3 раза) .

 Хореограф Елена Александровна.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Спасибо за Ваше внимание и комментарии :)